Попался вот такой зверь, ИВЭПР 12/5 (https://www.tinko.ru/catalog/download.php?file=A827E8D07219AC10755742427E6D53C5.pdf&prodid=2635) По сути безперебойник, но полностью аналоговый. Якобы не выдаёт заявленный ток.
Я не силён в аналоговых схемах и меня хватило только отреверсить оную с платы и попросить помощи у сообщества в пояснении принципов его работы.
Я пока проверил только электролиты.
Состояния:
1. При подключении АКБ, без нагрузки:
Появляется питание на выходе 12.48V,
Напряжение на клеммах батарей 12.51V;
Светодиод HL2 горит зеленым через R56, HL3 горит, HL1 нет, HL4 нет.
2. При подключении АКБ и внешнего питания, без нагрузки:
Появляется питание на выходе 13.64V;
Напряжение на клеммах батарей 13.00V;
Светодиод HL2 горит зеленым через R56, HL3 горит, HL1 горит, HL4 нет;
При отключении внешнего питания переходит в состояние
1.
3. При подключении внешнего питания, без АКБ и нагрузки:
Появляется питание на выходе 13.64V;
Напряжение на клеммах батарей 5.00V;
Светодиод HL2 горит красным через R55, HL3 горит, HL1 нет, HL4 нет;
Напряжение на обоих TL431 2.5V.
Под нагрузкой пока не проверял, жду резисторов.
Проект кикада в аттачах, там по любому есть ошибки, хоть я и проверял.
Схема
Фото платы
Потестил блок, почитал документацию. Блок исправно работает под нагрузкой 5A в течении 2-х часов были стабильно, все напряжения соответствуют паспортным, переход на батарею отрабатывает. Но разобраться в его работе всё равно хочется.
З.Ы. кирпичем ещё минут 30 можно было лечить ревматизм
WhatsApp Image 2022-10-04 at 17.28.57.jpeg
Как назло в эти дни подгружен выше среднего. Но так посмотрел.
Сразу скажу, что в скалывании схемы помощь оказать вряд ли смогу, ибо по фотке оно крайне неэффективно выходит (от слова 'совсем'). А вот картинку покомментирую.
Что здесь видим. Левая часть - контроллер обратнохода с ШИ регулировкой. Больших косяков вроде нет, а мелкие проплыли мимо.
Правая часть наиболее интересна тем, что задаёт логику работы устройства.
Сразу виден узел подключения нагрузки на VT14. R72 в нём делает местную ПОС для более чёткого срабатывания. И управляется он сигналами от DA4A и DA4B. Ещё усачтвует и DA4C. DA4A похоже следит за током, точнее, за падением напряжения на ключе VT14. DA4C явно отслеживает напряжение. И вот тут, с этого момента, начинаются непонятки. Ибо схема срисована с большим количеством ошибок, из-за которых неясно, как именно она работает. Ну т.е. будучи собранная вот так, как нарисовано, она работать точно никак не может. Сомнения везде, начиная от соединеиния DA4A с DA4B, бессмысленен в таком изображении узел на DA5 DA6 (транзисторные сборки), не могут работать узлы на VT16, VT23, VT9, VT10, и даже соединение VT8, VT8 и иже с ними явно неверное.
Надо поработать ещё над сколкой схемы (да, процесс сложный, требующий с десяток-полтора итераций), но без этого понять, как именно работает именно эта схема будет очень затруднительно.
Благодарю. Пробежал по указанным местам ещё раз, нашел ошибки в указанных местах кроме соединения DA4A с DA4B.
Новая итерация
1234.jpg
Как бы намёк на то, что итераций реально будет много. Потому что я наблюдаю всё на своих местах, как и было. Соединения да, добавлены. Стало понятно, что транзисторы в сборках - регуляторы (ключи) заряда аккумуляторов.
Ну вот, как пример, что будет, если перерисовать интересный узел на трёх транзисторах
Thermo.gif
Сразу становится понятно, как он работает. Первые два транзистора - триггер. Четыре диода - термотдатчик. Последний транзистор - ключ.
Пока холодно, падение напряжения на диодах больше, первый транзистор закрыт, второй открыт. ПОС, производящая волшебный гистерезис, посредством эмиттерной связи и падения напряжения на R111. Когда станет жарко, первый откроется, второй закроется, третий откроется, зажжёт светодиод и прихлопнет через общую цепь управления транзистором VT14 выход. И будет стоять так, пока всё, точнее все диоды слева не остынут.
Ага, вот это место я поправил, ибо ранее написан неверно:
Интересно, на какое напряжение стабилитроны VD13, VD14? Я бы поставил на 8,2 вольта. По-идее, цепочка на VT6 (и, соответственно, зеркальная для BATT2 на VT7) отвечает за "детект" наличия подключенной и годной батареи, т.е. на которой есть напряжение. DA2 - извращённый, но генератор тока зарядки батареи, VT18 детектит падение напряжения на VT5A и прикрывает его, если падение напряжения большое. VT5B же от этого транзистора не зависит и открыт всегда, когда есть разрешение на открытие (VT6, VT8). Получается, при сильно разряженной батарее зарядка идёт только через VT5B, где большое сопротивление, а если батарея подзаряжено (напряжение выше некоторого порога), то закрывается VT18 и открывается VT5A. Надо перерисовать, но у меня пока получается очень размашисто...
Да, у DA2 явно не хватает как минимум одного резистора на Ref (Adj).
ps: Ну вот, опять пропал...
Вот перерисовал транзисторы узла зарядки + кое-какую индикацию.
Charger.png
Узел на VT16 "не зашёл", т.к. он наверное что-то должен делать, а в таком виде как сейчас он ничего не делает.
Есть конечно ещё вопрос об DA4.D - если это индикатор наличия батареи, то он косячный т.к. через узел с транзисторами зарядки есть компрометирующая связь через целый набор резисторов. Как индикатор он может и работает, но такие связи вообще-то моветон...
И ещё косяк в цепочке C27-диод-R51. Так не работает.