Мне б Золотую Антилопу – прикрыть финансовую жопу...

Меню навигации для мобильных

Последние сообщения

#1
Цифровая техника / Re: Стандарты VESA: как сгенер...
Последний ответ от Slabovik - Сегодня в 14:06
Наткнулся на интересные штуки.
Дисплей 480x272 с параллельным интерфейсом

Winstar_WF43VTIAEDNN0_480x272_TFT.pdf

Пока вроде ничего интересного. Но посмотрим на контроллер

ST7282_480x272_RGB.pdf

Сразу скажу, что смотреть можно со страницы 54 - там самое интересное.
Для ленивых скажу, что фишка в том, что этот RGB - обычный 24-битный параллельный интерфейс для динамического обновления изображения панели. Ну т.е. работает практически как телевизор - подаёшь поток кадров, разбитых на строки - изображение есть. Пиксельная частота от 9 до 12 МГц, а это значит, что можно эти индикаторы использовать в простых конструкциях, выполненных на рассыпухе. Для этого надо соорудить схему хранения изображения и её интерфейсы с контроллером и, собственно, дисплеем.

480x272 - это 130560 пикселей. Если взять по байту на пиксель (режим 256 цветов), то объём необходимой памяти совсем невелик - всего 128 килобайт. Даже если взять старый Z80 с тактовой 5МГц, принять (очень приблизительно), что на запись одного пикселя ему нужно от 6 до 10 тактов (очень сильно зависит от организации процедур, но стековые операции - это 10 тактов на 2 байта), то на заполнение экрана требуется 130560*0,2мкс= 156172 до 261120 мкс, т.е. от 0,15 до 0,26 секунды. В принципе, для всяких контроллеров мне видится приемлемым...

Да, приаттачил pdf-ку, там данные на контроллер другой конторы. У него основное отличие в другом фронте тактирования и синхримпульс ему нужен длительностью 1, а не 4. Всё остальное, как и у первого, может варьироваться в довольно широких пределах. Надо попробовать совместить/сопоставить с сигналами от самодельных бытовых ПК.

ОЗУ выполняет двоякую роль. Во-первых, это ОЗУ центрального процессора. У него доступ к нему должен быть немедленным (приоритетным) - это необходимо, чтобы исключить ожидание при коллизиях (обращению к ОЗУ более чем одного устройства одновременно).
Процессоры 8080/Z80 а также 8086 имеют особенность. К ОЗУ они обращаются не более одного раза за цикл, а циклы состоят из трёх-четырёх тактов, иногда и более. Т.е. между тактами, когда они обращаются к памяти, есть такты, в которых память может взаимодействовать с другими устройствами (экраном, ДМА).

Таким образом, экран должен получать данные для отображения каждых 4 или 8 пикселов (обычно принято 8). Попиксельно таскать не выйдет - нужна чрезмерно большая скорость.

Ещё одно условие, если процессор главный при доступе к памяти. Организуемые циклы памяти синхронизированы с тактами процессора. Если видеоконтроллер синхронизирован с этими тактами, то длительность показа пикселей между выборками из памяти должна составлять не менее двух тактов ЦП. Если не синхронизирован - более трёх (нужно для гарантированного перекрытия свободного цикла памяти при любом положении фронтов во времени).

Получается, для синхронизированного. Примем пиксельную частоту 10 МГц (просто для ровного счёта). 4 пикселя отображаются 400 наносекунд. Сюда должно войти 2 (3-4-5...) такта ЦП. Проще считать так: пиксельную частоту делим на пиксели за выбоку и умножаем на такты ЦП.
2 такта - это 10.4*2=5МГц тактовой частоты = 1/2 пиксельной частоты. При этом такт, он же цикл памяти, длится 200нс, что вполне комфортно.
Три такта - 7,5 МГц, 133 нс. Z80 вполне работоспособен. Синхронизировать не очень удобно, но решаемо.
Четыре такта - 10 МГц, 100 нс. Есть варианты, но надо уже применять скоростную логику и память, и если ОЗУ выборка обычно 70 нс, то с ПЗУ похуже.

Для несинхронизированного при 10 МГц пиксельной и 4 пикселях на выборку получается минимальная граница тактовой 7,5 МГц.
И Z80 и 8086 нужно брать не хуже 8-мегагерцовых версий.

А вот при 8 пикселях на выборку
10/8 *3=3,75 - 8080 с трудом, но пойдёт (изначально это 3-х мегагерцовые процы, но практика показывает, что небольшой оверклокинг допустим). 10 МГц пиксельной ведь тоже не обязательно, можно 9 (минималка для экранчиков).

В общем, самая плотная загрузка памяти - у Z80 в процессе 3-тактовых циклов. Из трёх тактов цикла один занимает ЦП. Второй - видео. Третий - а кто угодно (ДМА). Таким образом, скорость передачи через ДМА в пике может быть 1/3 тактовой ЦП, при 7,5 МГц это 2,5 мегабайта в секунду. Вполне ничего :) И... никто никому не мешает!  ;)

Нарисовал 8-пиксельную выборку совмещённую с 5МГц Z80.
Времянки ЦП от 6-магагерцовой версии.

ВремянкиZ80_5MHz_Video_8pix.png

Поскольку 8pix - это достаточно редко, запрос VREQ создаётся только после загрузки пикселей в регистр вывода видео. Для 4-пиксельного варианта необходимо запрос делать уже на выводе последнего пикселя, иначе следующая порция пикселей опоздает.

Да, почему 4 пикселя либо 8?
Если цвет один (монохром) - выбирать можно байт. Это и будут 8 пикселей.
Если цвета 4 - в байт можно засунуть 4 пикселя.
Если цветов 16 - в байте только два пикселя. Для минималки в 4 пикселя нужна выборка сразу двух смежных байт. Т.е. шина данных памяти становится 16-битной.
Если цветов 256, то в одном байте только один пиксель. Для выборки 4-х пикселей нужно выбрать сразу 4 байта, а это 32 бита ширины.
В общем, чем шире данные памяти, тем сложнее сделать арбитраж с шиной данных ЦП. Дело не в самой сложности, но в количестве микросхем.
Поэтому мне видится достаточно интересным при Z80 применение 128-килобайтных микросхем параллельно 4 штуки и выборки по 4 пикселя. Если 8086 - 8 штук микросхем и выборки по 8 пикселей (а чего терять? Всё-равно мегабайт насобирать надо)
#2
Цифровая техника / Re: Орион-128 возрождение эпох...
Последний ответ от matrixplus - 25 Апр., 2024, 00:10
значит в волгограде 2 орионщика, это лучше чем ничего
#3
Цифровая техника / Re: Re: Орион-128 возрождение ...
Последний ответ от zenon - 24 Апр., 2024, 23:26
Цитата: matrixplus от 24 Апр., 2024, 22:14по сибистоимости
Это пять!
ы. Кто такой Алекс - понятия не имею, Денисом при рождении назвали.
#4
Цифровая техника / Re: Орион-128 возрождение эпох...
Последний ответ от matrixplus - 24 Апр., 2024, 22:14
Zenonу -  Алекс как поживает твой текстовый видеоконтроллер? Подвижки есть?, а то люди интересуются у меня,  а информации ноль!!!

:: добавлено 24 Апр., 2024, 22:16
Ответ на пост: Те, платы есть - схем нет? А как вы платы без схем делаете? Я не делаю!!!  Разводят энтузиасты....За что получают бесплатную платку при разводке, остальные по сибистоимости. Кто в чем разводит, я не в курсе!!!! Спрашивайте у авторов разводки.
Никто вам не запрещает заниматься коммерцией.  Начните вот удивитесь....
#5
Фото, видео, аудио / Re: Коротко о погоде
Последний ответ от Slabovik - 24 Апр., 2024, 22:03
Похолодало. Ветер дует ровненький и холодненький

TJM-2024-04-24.jpg

Но через несколько дней опять обещают +25° :)
#6
Цифровая техника / Re: Светодиодные матрицы
Последний ответ от Slabovik - 24 Апр., 2024, 21:11
Жизнерадостная надпись :)
А у 4245 направление переключается сразу для всего массива. В принципе, не мешает, если надо только в одну сторону биты гонять.
#7
Цифровая техника / Re: Орион-128 возрождение эпох...
Последний ответ от Slabovik - 24 Апр., 2024, 21:08
Контроллеры сейчас просто практичнее. Ну, блин, там 30 лет разницы в возрасте. Но у контроллеров другой концепт: в них есть всё, а ты можешь выбрать часть, чтобы пользоваться. У открытой архитектуры концепт наоборот - там есть только ядро, а всё остальное, если надо, прикручиваешь, но зато как хочешь и сколько надо.
#8
Цифровая техника / Re: Светодиодные матрицы
Последний ответ от zenon - 24 Апр., 2024, 21:05
Сварганил макетку, жёстко к ногам привязан только выход на матрицу, SN74LVC4245 ещё не пришли, а они оказываются в две стороны могут, мне надо всё-таки даташиты смотреть! :)
Четыре кнопки, энкодер и дисплей.
↓ спойлер ↓
1713974459379.jpg
[свернуть]
#9
Цифровая техника / Re: Re: Орион-128 возрождение ...
Последний ответ от zenon - 24 Апр., 2024, 20:59
Меня эта тема никогда сильно не интересовала, прошло мимо, первый комп  это Искра, стояли они в политехе и я в последнем классе школы ездил проверить свои програмки, которые писал в тетрадке... делал это просто из любопытства...
Второй комп, и первый домашний - 386-ой.
---
Сейчас имхо интересней одноплатники.
#10
Цифровая техника / Re: Орион-128 возрождение эпох...
Последний ответ от Slabovik - 24 Апр., 2024, 20:26
Там было проще - кто-то делал вроде по-нормальному, но в народ выдавал импорт в .lay из герберов. В общем, редактированию оно нормальным способом не подлежало. Сейчас не знаю, но думаю, что таким изготовлением реплик занимается пара-тройка коммерчески заинтересованных энтузиастов, а выкладывать герберы, а тем более целиковые проекты, в этих случаях = отключению себе доходов.

Не, на самом деле открытая шинная архитектура - это очень интересная вещь. Другое дело, что быстродействие этих процов из 70-х реально оставляет желать лучшего (ну, пару MIPS можно выжать, сравните с AVR, у которого 16~20 MIPS).

В принципе, плату можно переразвести, там пара-тройка недель работы, если не заморачиваться на все современные девиации и следовать оригинальному ядру (естественно, с коррекцией ошибок). А вот прорабатывать концепт - это более затратно. Уже говорил, что в этом случае я меня Орион точно не получится. Потому что я не смогу вывод DI использовать в качестве бита порта для вывода звука. Никак не смогу, даже не просите...

У меня накидан концептик на 8086 - там хотя бы мегабайт памяти, но я даже не знаю, как его продолжать, т.к. он требует немаленьких затрат (не столько материальных, сколько временных) на его доведение, чтобы он хотя бы заработал.

А в принципе, я всегда рекомендовал собрать именно Ориона, а не ZX, хотя казалось бы, что программ (игр) для ZX многократно больше. Орион как раз хорош открытостью. Ему бы ОС хорошую.