Ничто так не красит мир, как возможность дорисовать его детали в своём воображении.
Макс Фрай

Меню навигации для мобильных

Регулятор оборотов для мотора от стиралки

Автор Сергеj, 20 Авг., 2024, 14:40

« предыдущая - следующая »

Сергеj

Собрал регулятор по этой схеме. мотор крутится, обороты регулируются. Но, мотор начинает крутится со среднего положения переменника.
А мне нужно чтобы мотор крутился при включении сети, в крайнем положении переменника с приблизительными оборотами 500. Может R6 удалить?


Схема регулятора стирмаш V17.JPGФото_3.JPG 

Slabovik

#1
Привет. Ты опять нашёл схему, рождённую шаманами!  ;D

R6 трогать точно не надо - он не при делах.
Какого цвета светодиод?
Попробуй другого цвета. Также от R3 зависит (соотношение R3 и R7).
А вообще, если таходатчик магнитный, по-идее должна стартовать сама всегда...

ps: если совсем никак, то последовательно с переменником в нужную позицию можно добавить постоянный резистор (с той стороны, где "не стартует"). Таким образом в крайней позиции ручки сымитируется её электрическое "не крайнее" положение.
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

Светодиод обычный красный индикаторный.
Номинал R3 уменьшить?

Slabovik

Если есть зелёный - попробуй и посмотри, что будет. будет не так - верншь обратно. С резистором тоже - поставь побольше и посмотри, поставь поменьше и посмотри  ;)
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

#4
Поставил зеленый.  мотор начал работать чище. и лучше держит нагрузку на минимальных оборотах. мотор всё так же стартует с середины подстроечника.
Пробовать менять номинал R3?
 
Забыл написать что впаяно не по схеме R3 - 3,9 кОм, Т1 - 13003, симистор  - ВТА12-600.

:: добавлено 20 Авг., 2024, 16:16
Уменьшил номинал R3, поставил 330 кОм -мотор стал работать хуже. на много хуже на малых оборотах.
Поставил 560 кОм, как будто мотор полностью не разгоняется

Slabovik

#5
С зелёным стало лучше - пробуй синий. Какие изменения делают хуже - верни назад.
Да, в исходной статье наверняка было написано, как оно работает. Я вот сейчас вообще не знаю, что за сигнал с таходатчика? А мотора у меня нет, чтобы посмотреть, да и наверняка разные они бывают... И... эта, 'ps' в ответе на первый пост таки имеет силу - возможно, этого и достаточно будет.

Модельку я сделать смогу, но только попозже
Ты где схему взял?
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

#6
https://cxem.net/house/1-411.php?ysclid=m02kzyggtf290484379

Впаял резисторы. В левом положении приблизительно 500 оборотов, в правом 6000

Диапазон регулировки меня устраивает, а вот мотор работает как-то не устойчиво.
Не знаю, может по такой схеме лучшего результата не бывает...

Схема регулятора  V17a копия.jpg

Slabovik

К сожалению, статья не содержит ни объяснения принципов работы устройства, ни даже полных данных о комплектации. Например, данные светодиода напрочь отсутствуют. Данные таходатчика тоже. Возможно, я чего-то не знаю и все таходатчики вырабатывают одинаковый сигнал, но что-то подсказывает мне, что это не так. Это вызывает грусть...

В статье утверждается, что регулировка "без потерь", что означает, что в режиме 100%-й мощности на двигатель должно поступать полное напряжение. Однако, здесь это явно не так - прибор DB3 гарантированно "съест" начальную часть полупериода. Хотя она и небольшая, но утверждать о 100% мощности при этом уже неправомерно.

Узел регулировки представляет собой "электронное сопротивление", включенное последовательно с R1. Вся цепочка же совместно с C1 является фазосдвигающей, что позволяет включать BT139 (увы, и тут косяк - позиционный номер не указан) с задержкой относительно начала полуериода. Величина задержки регулируется и зависит от степени открытия транзистора. Чем сильнее открыт транзистор - тем быстрее открывается симистор, тем больше мощность на двигателе.

Задача сигнала от таходатчика закрывать транзистор, создавая отрицатльную обратную связь. Чем больше обороты - тем сильнее закрывается транзистор, тем самым отодвигая момент открытия симистора от начала периода.

Для закрытия транзистора используется сигнал оптопары, сама оптопара получает сигнал от таходатчика.
Проблема заключается в том, что сигнал (ипульсы) от оптопары необходим нормированный, не зависящий от скорости вращения. Импульсы должны иметь всегда одинаковую длительность. Здесь же во-первых, от таходатчика светодиод засвечивается неравномерно. При большой скорости вращения и индуктивном таходатчике светодиод засвечен значительную часть периода импульсов таходатчика, в то время, как на малой скорости засветка станет кратковременной и скорее всего неравномерной.
Исполнительная же часть оптопары для чего-то напрямую закорачивает конденсатор C2a, из-за чего при срабатывании оптопары он разряжается каждый раз полностью. Полагаю, это делает характер регулировки склонным к возникновению автоколебаний, о чём косвенно говорит замеченная неустойчивая работа двигателя.

Что сделать...

Во-первых, необходимо узнать, какой всё-таки сигнал поступает от таходатчика.
Во-вторых, на основе данных о сигнале таходатчика, нормализовать засветку светодиодов оптопары.
В-третьих, в разрыв проводника, соединяющего точки (a) база-R3-R5-C2a (б) выводы коллекторов оптопары, установить резистор, ограничивающий ток разрядки конденсатоа C2a. Сопротивление резистора подобрать, основываясь на отсуствии колебательных процессов в петле регулировки. Скорее всего сопротивление будет в диапазоне от сотен ом до единиц килоом.

Пункт "во-вторых" пока не знаю, как реализовать. Необходима информация о таходатчике и сигнале, получаемого с него.
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

Цитата: Slabovik от 21 Авг., 2024, 11:08К сожалению, статья не содержит ни объяснения принципов работы устройства
Афтор наверно удалил информацию из архивов к статье.
Вот что я у него скачал раньше:
Коментарии к схемам.txt

Slabovik

Ага, спасибо. Но это слегка не то. Если заявляется статья, то упоминаемое выше либо должно находиться в ней, либо в тексте в соответствующих местах по ходу повествования должны быть оформлены ссылки. Читающий не должен метаться. Ну ладно, это лирика.

А ты можешь исследовать имеющийся у тебя тахогенератор?
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

#10
В статье так же нету ссылки на обсуждение на форуме.
https://forum.cxem.net/index.php?/topic/165673-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%BE%D1%82-%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%D1%8B/&do=findComment&comment=2924468

:: добавлено 21 Авг., 2024, 12:17
Цитата: Slabovik от 21 Авг., 2024, 12:13А ты можешь исследовать имеющийся у тебя тахогенератор?
Я не знаю как его исследовать

Slabovik

Да ладно, не знаешь!  ;D

У тебя есть осциллограф :) Тахогенератор от мотора и сети изолирован.

Надо понять, какой сигнал вырабатывает тахогенератор.
Просто подсоединить щупы к выходу и покрутить мотор. Будет видна частота тахогенератора (сколько импульсов на оборот), правда, обороты мотора тоже надо как-то знать, например, крутить его другим мотором. Будет видна форма импульсов. Если там чистый магнитный генератор, то будет близко к синусоиде. Насколько зависит амплитуда в зависимости от оборотов мотора, или внутри тахогенератора есть какая-то схема? Если там

Затем можно подгрузить тахогенератор какой-нибудь нагрузкой, резистором. В идеале низкоомным и сделать примерно всё то же самое. Правда, скорее всего тахогенератор на работу с низкоомной нагрузкой не рассчитан, но это станет понятно после первой половины опыта - на холостом ходу. Но в любом случае какой-то ток он отдавать будет.

Если тахогенератор имеет электронику (полно и таких, причём снаружи не видно), то форма сигнала будет другой. По холостому ходу тоже будет видно.
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

Цитата: Slabovik от 21 Авг., 2024, 12:29Если тахогенератор имеет электронику (полно и таких
Нету электроники. Точно такой мотор как на картинке:

IMG_20170808.jpg

Slabovik

Понятно, только всё-равно мотора у меня нет, я сам не могу посмотреть.
Таходатчик - это походу вот те два провода. Посмотри прямо на них осфиллографом, что там. Мотор можно покрутить руками, дрелью, другим мотором (если асинхронником, то там обороты будут привязаны к сети и легко будет посчитать количество импульсов на оборот от тахогенератора). Можно от какого-нибудь регулятора без таходатчика его покрутить. ВажноЮ чтобы обороты можно было менять с целью понимания зависимости напряжения таходатчика от оборотов.
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

#14
Не получается самому посмотреть. Вал мотора не влезает в патрон дрели. Вставил сверло в патрон, упер в вал и покрутил на минимальных оборотах. С изменением оборотов меняется и напряжение и частота. на осциллографе ставил 0,5 вольт/ 0,5ms. На минимальных оборотах дрели показало 3 вольта. Частоту я не соображаю как посчитать. Вот это и всё что смог я увидеть :(

:: добавлено 21 Авг., 2024, 19:44
Цитата: Slabovik от 21 Авг., 2024, 11:08В-третьих, в разрыв проводника, соединяющего точки (a) база-R3-R5-C2a (б) выводы коллекторов оптопары, установить резистор
Воткнуть R9 подстроечник на 2кОм и крутить до устойчивой работы мотора?
 Схема регулятора  V17б.jpg

:: добавлено 21 Авг., 2024, 23:09
Воткнул подстроечник 4,7кОм. докрутил до 3,5кОм, потом начали увеличиваться обороты. оставил на 3,3кОм. Изменений в работе мотора не заметил. а держать нагрузку стал хуже.

Slabovik

О, стоило отлучиться - работа пошла :)
Собственно, да - чрезмерно большое сопротивление R9 будет загрублять реглировку. Поскольку мотор сериесный, характеристика у него очень мягкая, т.е. при одном и том же поданном напряжении обороты очень сильно зависят от нагрузки на валу.

Вообщею интересно, насколько R9 способен устранить "шум" (как ты говорил, 'работает как-то неустойчиво') на малых оборотах. Поэтому надо выяснить, влияет ли этот резистор на эту неустойчивость на малых оборотах. Если влияет, то отрегулировать так, чтобы неустойчивости не было, либо была сведена к минимуму, но сопротивление R9 при этом оставалось как можно меньше. То, что оно будет не 0 - это я так думаю. Полагаю, оптимально будет где-то в районе сотен ом, но точно не знаю - это надо выяснить.

Возможно, R9 вообще не повлияет на 'как-то неустойчиво', в этом случае моё предположение будет отклонено практикой.
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

Я вот не знаю как мотор должен работать на малых оборотах. может он и с хорошим регулятором так же работает.
Рывков нету. а гудит как 50 Гц трансформатор.

Slabovik

Погоди. Ты говорил, что работает неустойчиво. Просо гудит - это нормальное явление, там же куски синусоиды режутся.

Ты можешь этот мотот просто от лабораторника запитать и посмотреть, как он будет на малых оборотах крутиться. От лабораторника он гудеть точно не будет. Мотору в общем-то пофиг, от постоянки или от переменки работать.

зы: если ты из него точило хочешь сделать - выбрось мысль. Много людей покалечило разрывом камня...
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

#18
Цитата: Slabovik от 22 Авг., 2024, 17:31из него точило хочешь сделать
Не совсем точило. резиновый круг для наждачки на липучке. тут мне нужны обороты 500-1000. И для полировки на том же резиновом кругу с оборотами 3000-5000.

С регулятором ничего больше делать не буду.
Заметно были изменения с заменой красного светодиода на зеленый. Если появится у меня синий светодиод, то попробую и с ним.

:: добавлено 22 Авг., 2024, 17:50
Когда стоял красный светодиод, то он нормально светился при работе мотора. А зеленый еле заметно,

Slabovik

Ну если мотор не дёргается (а я понял тебя, что вроде дёргается), то оставляй так. Начало регулировки откорректируй добавочный сопротивлением к переменнику.

А светодиод... Модно последовательно два красных поставить - это будет как один синий.
У светодиодов ещё светоотдача разная. Когда сверхъёркий уже горит, что слепит, обычный кажется, что еле тлеет.
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

#20
Отлично!!!

IMG_7721.JPG

:: добавлено 22 Авг., 2024, 19:14
Заметил изменения после впаивания второго светодиода:
1. Задержка включения наверно 1 секунда -отлично.
2. Минимальные обороты стали еще меньше -исправимо.
3. Упала мощность -плохо.

Посмотрел в сети напряжение 200 вольт. мотор работает хорошо, обороты регулируются.

Все эти изменения это снижение напряжения в сети или второй светодиод?

:: добавлено 22 Авг., 2024, 19:59
Уменьшил номинал R3 впаял 330 кОм, задержки пуска нету, но плавный пуск работает. Обороты минимальные и максимальные стали больше. А вот с нагрузкой не пойму, или стал лучше держать нагрузку, или из за увеличения минимальных оборотов тяжелее удержать за шкив.

Slabovik

Я думаю так, что добейся вот этими простыми способами приемлемого для тебя поведения мотора. Офигенных характеритик реулировки от этого регулятора всё-равно не получится - он слишком прост для этого, а потому нестабилен.

Вопрос в том, что в принципе можно поработать над регулятором, но ты же знаешь, что все мои схемы получаются слегка сложнее, чем окружающие ожидают. К сожалению, в Деда Мороза я давно не верю...
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.

Сергеj

Рывки были до того как поменял красный светодиод на зеленый. А когда воткнул 2 красных, появилась задержка пуска.
В целом, работа регулятора меня устраивает. Щас подберу номинал R3  360-390кОм. Потом подберу резисторы последовательно переменнику для 500-5000 оборотов.

Slabovik, спасибо за помощь!

Сергеj

Нашел у автора схему последнего редактирования. но описания, чем она отличается от предыдущей так и не нашел
V17-bis.jpg

Slabovik

Примерно то же самое, но он поправил ошибки, про которые мы тут уже говорили. Плюс отделил 4,7 мкФ от базы резистором, что ещё смягчило регулировку.
Только что за номинал в 260 Ом, ну это на его совести
Общением на форуме подпитываю свою эгоистичную, склонную к самолюбованию сущность.