Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Конфуций

Меню навигации для мобильных

Звук SPDIF / DTS 5.1 и Dolby Digital 5.1 в Windows 10/11

Автор Shaman, 21 Апр., 2024, 03:23

« предыдущая - следующая »

Shaman

Захотелось мне поиграть Cyberpunk 2077 со звуковым окружением 5.1 Поэтому сдул пыль со старого домашнего кинотеатра, единственный способ входа на котором это оптика. Подключил и увидел, что выбрать в SPDIF я могу только 2-х канальный звук, печалька :-\ . Помниться в 7-ке все работало (попробовал, да работает), полез разбираться и вот что нарыл. Оказывается Realtek (а на подавляющем числе материнских плат стоит именно этот звуковой чип) толи под давлением Майкрософт, толи по собственному решению выпилил поддержку звука в формате Dolby Digital и DTS по SPDIF из своих драйверов. При этом поддержка на уровне железа осталась, даже у новых чипов. С аналоговым выходом всё в порядке Dolby Digital и DTS работают.
Здесь стоит сделать лирическое отступление...
... и пояснить, что на аналоговом выходе форматы Dolby Digital и DTS всегда декодируются в аналог средствами чипа, а на цифровом, звук может выводиться в двух режимах (на самом деле в 3-х, но передача не сжатого аудио всех 5-7-ми каналов на приемник нас сейчас не интересует). Первый это проброс Dolby Digital и DTS потока на приёмник. Второй это кодирование в несжатого звука, в формате 5.1 и 7.1, на лету средствами аудио чипа и передача оного на приёмник.
И вот вроде с первым вариантом в 10-ке и 11-той всё в порядке, если у источника есть дорожка Dolby Digital или DTS то звук по SPDIF будет многоканальным (не проверял, информация из интернета), а второй вариант вырезан на уровне драйверов.
[свернуть]

Еще одно лирическое отступление
ИМХО такой шаг со стороны Realtek продиктован тем, что форматы Dolby Digital или DTS сменил формат Dolby Atmos или вообще звук передаётся в несжатом виде.
[свернуть]

Дальнейшие поиски показали, что в старых версиях драйверов которые ещё работают с новыми чипами, это версии R2.7x и R2.8x, поддержка выпилена не полностью, а только обрублены вызовы процедур. И сообщество написало патч который возвращает эти вызовы в библиотеках RltkAPO.dll и RltkAPO64.dll обратно.
Затем нужно поиском по пути Windows/System32 и Windows/SysWOW64 найти файлы по маске RltkAPO*, переименовать пропатченные библиотеки согласно разрядности и заменить ими существующие. Я ещё предварительно обновил драйвера до последних доступных, для меня это была версия 6.0.8971.1_WIN10_64
В моём случае была только одна 64-х битная библиотека с именем RltkAPOU64.dll которую я заменил из безопасного режима дабы не останавливать аудио службы руками. И да перед заменой необходимо сменить владельца каталога в котором лежит библиотека и самой библиотеки с СИСТЕМА на ВСЕ, разрешить запись, а после смены вернуть всё обратно.
И вуаля, после перезагрузки получаем возможность выбрать звук в формате Dolby Digital или DTS
Тыц
01.jpg 02.png 
[свернуть]

Проверить то что звук появился можно с помощью тестового видео dts-hd-master-audio-sound-check-5-1-lossless скачав его с этой страницы (прикрепить не могу слишком большое).

После вышеуказанных манипуляций программы и игры которые способны выводить звук в форматах Dolby Digital или DTS работать будут.
Но остаются все современные игры и софт которые мало того, что не поддерживают эти форматы так еще и не дают выбрать многоканальный звук напрямую, а используют автоматическое определение через системные вызовы.
Еще лирическое отступление
Это автоматическое определение может сыграть злую шутку при использовании софта из этого топика. Например, игра RoboCop: Rogue City автоматически определяла что разные линейные выходы это система 7.1 и я не мог отвернуться от источника звука т.к. он уходил в несуществующие колонки. А настроек в самой игре нет.
[свернуть]

Для этого потребуется программа Virtual Audio Cable
После установки  которой необходимо выставить настройки как на скриншотах...
control panel Virtual Audio Cable
03.png
[свернуть]
Устройства воспроизведения
04.png 05.png 
[свернуть]
Устройства записи
06.png 07.png 08.png
[свернуть]
... и перезагрузиться.

В Cyberpunk 2077 объёмный звук появился точно, больше нигде не проверял.

Для устройств которые определяются как realtek usb audio должна подойти вот эта статья (не проверял) возможно также поможет подмена библиотек.

Ветки на зарубежном форуме откуда брал информацию: Тыц Тыц

Поскольку на патчер ругается антивирус патченные библиотеки, а также весь необходимый софт прикрепляю в аттачах. Если мои библиотеки не подойдут, ищите старые драйвера realtek патчите и перебирайте самостоятельно.